КРЕЙСЕР-АВИАТРАНСПОРТ «АЛМАЗ»

Заложен 12.9.1902 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущен 19.05.1903 г., в строю с 12.1903 г., переоборудован в 1916 г.

Водоизмещение 3285 тонн; размеры 111,5 х 13,3 х 5,3 метров. Мощность двухвальной энергоустановки 7940 л.с: 2 ПМ, 16 котлов; скорость 19 узлов. Запас угля до 800 тонн, дальность плавания 3350 миль на 10 узлах.
Вооружение: 2—3 гидросамолета; 7—120-мм орудий.
Экипаж 295 человек.
Бывший крейсер 2-го ранга. Участвовал в Цусимском сражении: один из трех кораблей эскадры З.П. Рожественского, прорвавшихся во Владивосток. В 1911 г. переведен на Черное море.

В 1914 г., после начала войны, корабль оборудовали для размещения двух гидросамолетов; спустя два года их число увеличили до четырех. Ангара не было, машины стояли на палубе. Гидропланы «Алмаза» вели противолодочное наблюдение, в марте 1915 г. участвовали в операции по разведке Босфора с воздуха и в бомбардировке турецких батарей и береговых сооружений.
В августе 1917 г. «Алмаз» направили в Одессу в качестве флагманского корабля транспортной флотилии Черного моря. Здесь его и застали октябрьские события. В его помещениях заседал Совет матросских депутатов и революционный трибунал. Приговоры исполнялись здесь же. За три последующих года корабль побывал в руках Центральной Рады, немцев, французов, белогвардейцев. В ноябре 1920 г. с эскадрой Врангеля ушел в Бизерту. До 1934 г. ржавел в чужих водах, затем был разобран на металл.

Читайте также  ГИДРОАВИАТРАНСПОРТ «ОРЛИЦА»