История авианосца

Мечта о том, чтобы подняться в воздух выше мачт корабля и заглянуть за линию горизонта, преследовала моряков на протяжении многих веков. Помимо извечного стремления человека к полету, эту мысль стимулировали проблемы морской войны. Чем дальше продвигался прогресс в корабельной технике, тем острее становилась проблема расширения возможностей связи, разведки, корректировки артиллерийского огня.

Почти сразу после первых подъемов привязных воздушных шаров братьев Монгольфье (1783 год) возникла мысль приспособить их для военных целей. Один из первых французских воздухоплавателей Жерар де Вилье заявил: «Я убедился, что эта не особенно дорогая машина может оказать значительные услуги армии, позволяя обнаружить позиции, маневры и передвижения неприятельских войск и сообщать об этом своим отрядам с помощью сигналов. Я думаю, что с некоторыми предосторожностями его можно использовать для этой цели и на море».

Во времена Великой французской революции, Комитет общественного спасения решил использовать привязные аэростаты для наблюдения за противником. Их появление над позициями 26 июня 1794 г. ошеломило австрийцев и помогло французам выиграть битву при Флерюсе. А в августе 1859 г. уже австрийские беспилотные шары понесли на Венецию «адские машины», положив начало воздушным бомбардировкам.
В ходе гражданской войны в США федералы перестроили в 1861 г. угольную баржу водоизмещением 122 тонны в речную плавбазу для аэростата-корректировщика, впервые придав судну средства воздушного наблюдения. Обычно аэростат поднимали на высоту около 300 метров, недосягаемую для ружей и пушек противника, а наблюдатель с такой высоты мог осуществлять корректировку огня на дистанции до 4,8 км. Судно, получившее наименование «Джордж Вашингтон Парк Кастис» (George Washington Parke Custis), успешно применялось вплоть до самого конца войны.

Идея получила развитие. Так, в 1894 г. привязной аэростат, базировавшийся на специально переоборудованном с этой целью транспорте «Самоед», применялся для поисков затонувшего в Финском заливе броненосца «Русалка». В 1898 г. в ходе маневров французского флота плавбаза миноносок «Ла Фудр» (La Foudre) водоизмещением 6200 тонн была приспособлена для эскпериментальных запусков аэростатов. Эти опыты повторились три года спустя. В 1903 г. воздухоплавательное оборудование получил итальянский крейсер «Эльба» водоизмещением 2775 тонн.