ГИДРОАВИАТРАНСПОРТЫ ТИПА «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I»

«Император Александр I» — спущен в 1913 г., переоборудован в 1916 г., погиб в 1942 г. «Император Николай I» — спущен в 1913 г., переоборудован в 1916 г., погиб в 1942 г.

Водоизмещение 9240/9230 тонн; размеры 117 х 15,4 х 6,2 метров. Мощность энергоустановки 5100 л.с; скорость 15/13,5 узлов.
Вооружение: 7 гидросамолетов «Кертис»; 6— 120-мм орудий, 2—57-мм («Александр») или 47-мм пушки («Николай»), 2—7,62-мм пулемета.
Бывшие пассажирские пароходы, построенные в Англии.
Первое применение корабельных гидросамолетов совместно с линейными силами флота состоялось в марте—апреле 1915 г. при обстреле турецких укреплений в проливе Босфор. В операции принимали участие авиатранспорт «Император Николай I» и крейсер «Алмаз» с одним самолетом. Первый обстрел состоялся 28 марта. При повторном набеге, предпринятом 25 апреля того же года, для обеспечения стрельб корабельной артиллерии использовались гидропланы с «Николая I». Они вели разведку и корректировку огня; при появлении кораблей противника самолеты извещали об этом эскадру с помощью цветных дымов. Кроме того, самолеты наносили бомбовые удары по батареям противника, расположенным внутри пролива. На каждую машину обычно подвешивали две бомбы по 20 кг и несколько четырехкилограммовых. Применение авиации существенно повысило возможности эскадры в решении боевых задач. Поход к Босфору в начале мая ознаменовался еще одним успехом гидроавиации: 3 мая русские гидропланы совершили налет на Константинополь.
Наиболее крупный налет морская авиация совершила на порт Зонгулдак 24 января 1916 г. В нем участвовали 14 гидросамолетов с «Императора Николая I» и «Императора Александра I». После выхода в точку развертывания с авиатранспортов за 40 минут спустили на воду все самолеты. Из 14 машин 11 дошли до цели, а три из-за поломок вернулись обратно. Пять самолетов нанесли удар по стоявшему в порту транспорту «Инмингард» водоизмещением 7000 тонн. Бомбометание осуществлялось с высоты 1500 м в условиях противодействия противника. Из четырех сброшенных больших бомб одна попала в транспорт, и он затонул. Остальные гидропланы ввиду облачности цели не обнаружили и отбомбились по портовым сооружениям.

Читайте также  КРЕЙСЕР-АВИАТРАНСПОРТ «АЛМАЗ»

26 августа подобная операция была проведена против болгаро-германских сил в Варне, но на этот раз противник оказал сильное сопротивление: при отходе вражеские самолеты сбросили на русские корабли несколько десятков бомб, повредившие один миноносец.