ГИДРОАВИАТРАНСПОРТ «ОРЛИЦА»

110303-N-7730P-010 MEDITERRANEAN SEA (March 3, 2011) The guided-missile destroyer USS Stout (DDG 55) transits in the U.S. 6th Fleet area of responsibility during a routine ballistic missile defense deployment. Stout is supporting maritime security cooperation efforts. (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Gary A Prill/Released)

Спущен в 1903 г., в строю с 02.1915 г., списан 27.07.1918 г.

Водоизмещение 3800 тонн; размеры 90 х 12,2 х 5,2 метров. Мощность энергоустановки 2200 л.с; скорость 12 узлов; дальность плавания 5000 миль на 9 узлах.
Вооружение: 4 гидросамолета FBA (с июня 1916 г. — М-9); 8—75-мм пушек, 2—7,62-мм пулемета.
Переоборудован из построенного в Англии грузопассажирского парохода «Императрица Александра». Имел на верхней палубе два ангара, вмещавших по два гидросамолета; еще один аппарат находился в разобранном виде в трюме. На корабле имелись необходимые для самолетов запасы авиабомб, бензина и масла, а также слесарная, сборочная, моторная и деревообрабатывающая мастерские. Самолеты спускали на воду и поднимали на борт с помощью двух стрел и электромоторов. Над машинным и котельным отделениями была натянута сеть для защиты палубы от неприятельских авиабомб.
Гидроавиатранспорт «Орлица» входил в состав различных тактических групп кораблей. Базировавшиеся на нем гидропланы прикрывали свои базы и корабли на огневых позициях от авиации противника, вели тактическую разведку, занимались противолодочным патрулированием. Так, корабль обеспечивал с воздуха русские корабли, которые поддерживали с моря действия сухопутных войск, прикрывал высадку десанта на курляндском побережье в нескольких километрах от Домеснеса.
В начале лета 1916 г. безоружные летающие лодки FBA были заменены отечественными М-9 конструкции Григоровича, имевшими пулемет «льюис» на шкворневой установке. Уже 2 июля лейтенант Петров сбил первый немецкий самолет.
4 июля 1916 г., сопровождая броненосец «Слава» и миноносцы, обстреливавшие неприятельские береговые батареи, пилоты с «Орлицы» вступили в воздушный бой с четырьмя немецкими самолетами и сбили два из них, а два обратили в бегство. Затем приводнились и взяли в плен двух неприятельских летчиков. 17 августа бомбардировали германскую авиастанцию на озере Ангерн. Активное участие принимали балтийские авиаторы в Моонзундской операции в октябре 1917 г.
После революции и выхода России из войны. в мае 1918 г. «Орлицу» разоружили, а 27 июля того же года переименовали в «Совет» и передали гражданскому флоту.

Читайте также  КРЕЙСЕР-АВИАТРАНСПОРТ «АЛМАЗ»