ГИДРОАВИАТРАНСПОРТ «BEN-MY-CHREE»

Спущен 23.03.1908 г., в строю с 05.1915 г., погиб 11.01.1917 г.

Водоизмещение 2650 тонн; размеры 118 х 14,4 х 4.6 метров. Мощность трехвальной энергоустановки 18000 л.с: 3 турбины; скорость 24,5 узла.
Вооружение: 4 гидросамолета. 2—102-мм орудия. 1—57-мм зенитка.

Еще один ла-маншский паром постройки 1908 г. 2 января 1915 года был реквизирован флотом и переделан в гидроавиатранспорт. В кормовой части судна, в специально добавленной палубной надстройке. установили один большой ангар на четыре гидросамолета. Для спуска машин на воду и подъема их на борт применялся кормовой деррик-кран по правому борту. «Бен-Май-Кри» был самым быстроходным британским авиатранспортом. В хорошую погоду он развивал скорость до 24,5 узлов (45,3 км/час).

Активно действовал на Средиземном море во время Дарданелльской операции в 1915 году. Именно с него поднялись торпедоносцы, осуществившие первую в истории авиационную торпедную атаку в боевых условиях.
Разработка самолетов-торпедоносцев началась еще в 1911 г., когда британское адмиралтейство дало задание сконструировать авиационную 356-мм торпеду весом 360 кг и поручило фирме Т. Сопвича спроектировать ее носитель — гидросамолет. Через два года машину испытал лейтенант А. Лонгмор, а еще через год на вооружение поступил более мощный торпедоносец Шорт S.184, способный нести 456-мм торпеду весом 454 кг. Именно эти гидросамолеты находились на борту «Бен-Май-Кри», отправившегося в мае 1915 года из Англии в Сарос-ский залив на Средиземном море.
12 августа 1915 г. майор К. Эдмонс совершил первую торпедную атаку с самолета, базировавшегося на корабле: с дистанции 300 метров он атаковал турецкий транспорт водоизмещением 5000 тонн, который сел на мель после атаки английской подводной лодки. Пятью днями позже успеха добились оба торпедоносца с «Бен-Май-Кри». На рассвете 17 августа Эдмонс в Мраморном море потопил торпедой войсковой транспорт, а лейтенант Дакре атаковал турецкий буксир. Во время этой атаки у самолета Дакре начались перебои в двигателе, и лейтенанту пришлось посадить машину на воду. Но мотор продолжал работать. Поднимая, словно глиссер, пенные буруны, гидросамолет настиг противника и поразил его торпедой. Избавившись от тяжелого груза, самолет взлетел и вернулся на свою плавучую базу.
«Бен-Май-Кри» потопили турецкие береговые батареи в январе 1917 г. Его подняли со дна в 1920 г. Три года ржавый копус стоял у стенки в Пирее, а затем его отправили на слом.

Читайте также  ГИДРОАВИАНОСЕЦ «NAIRANA»